Предпочтение отдано российским двигателям

Унифицированный двухконтурный ПС-90А1 со взлетной тягой 17400 кгс был разработан пермским КБ в 1998 году. Конструктивно двигатель остался таким, как и ПС-90А. От базовой модификации двигателя ПС-90А1 отличается усовершенствованной топливорегулирующей аппаратурой. Увеличение взлетной тяги реализуется без повышения максимальной температуры газов перед турбиной за счет использования резервов характеристик узлов базового двигателя ПС-90А путем изменения законов регулирования. Необходимо заметить, что значительное увеличение тяги существенно улучшает летно-технические характеристики самолетов, особенно для тех регионов, где условие tн 250°С реализуется практически круглый год.

Для пермских моторостроителей разработка и освоение серийного выпуска ПС-90А1 представляет особый интерес. Это не только расширение семейства базового двигателя ПС-90А. Прежде всего, это освоение нового сегмента рынка - производство авиационных двигателей не только для транспортных самолетов разработки российских компаний «Туполев» и «Ильюшин», но и для западных аналогов.

В 1988 году ОАО «АК имени С.В. Ильюшина» разработан и сертифицирован дальнемагистральный транспортный самолет Ил-96Т. Его первый полет состоялся в мае 1997 года. Радужные перспективы выхода этого «воздушного грузовика» не только на российский, но и на мировой авиарынок базировались на оснащении самолета силовой установкой на базе двигателей фирмы «Pratt&Whitney» PW 2337 и комплексом радиоэлектронного оборудования фирмы «Rockwell Collins». Кроме того, Ил-96Т создавался на базе хорошо зарекомендовавшего себя дальнемагистрального пассажирского лайнера Ил-96-300 с  учетом пожеланий авиакомпаний. В марте 1998 года был получен Сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета. Однако большая техническая и организационная работа, проделанная российскими и американскими специалистами, не стала достаточным условием дальнейшего продвижения программы создания Ил-96Т - самолет оказался невостребованным.

КБ «Авиадвигатель» предлагало применить в составе силовой установки на грузовом Ил-96Т вариант, альтернативный американскому PW 2337, - модификацию двигателя ПС-90А с увеличенной тягой взлетного режима. Несмотря на то что ПС-90А1 по основным техническим параметрам не уступает своему западному аналогу, долгое время вопрос о его применении в составе силовой установки транспортного Ил-96 висел в воздухе. Только после активного подключения к решению проблемы лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко», работы по внедрению ПС-90А1 активизировались.

Оснащение транспортной модификации самолета Ил-96 силовой установкой на базе ПС-90А1 имеет большое значение не только для разработчика, но и для российского авиационного моторостроения в целом. До сих пор двигатели, разработанные в Перми, устанавливали на самолетах взамен отечественных. Так, на модернизированном дальнемагистральном пассажирском Ил-62М пермский Д-30КУ сменил НК-8, на среднемагистральном Ту-154М вместо НК-8-2У был установлен Д-30КУ-154, на грузовом Ил-76ТД-90 двигатель ПС-90А-76 пришел на смену Д-30КП. На самолете Ил-96-400Т российский ПС-90А1 впервые заменил зарубежный двигатель.

Сегодня первый экземпляр Ил-96-400Т с двигателями ПС-90А1 готов. Первый испытательный полет самолета состоялся 14 августа 2007 года в Воронеже. Стартовым заказчиком лайнера выступила авиакомпания «Атлант-Союз», которая в ходе работы авиасалона «МАКС-2007» уже получила первую из шести заказанных машин.

Уникальность ситуации, связанной с заменой двигателей PW 2337 на ПС-90А1 на транспортном варианте Ил-96, заключается в том, что впервые появилась возможность сравнить характеристики одного и того же самолета, оснащенного западными и российскими аналогами. Объективная оценка эксплуатации и обслуживания пермских двигателей, несомненно, поможет в дальнейшем продвижении ПС-90А1 на отечественном и зарубежном рынках моторостроения.

Сравнительная характеристика двигателей ПС-90А и ПС-90А1

 Технические характеристики ПС-90А
 Pн/ tн   730/+30°С
 ПС-90А1
 Pн/ tн   760/+25°С
Тяга на взлетном режиме, кгс16 00017 400 
Удельный расход топлива на взлете, кг/кгс ч 0,398  0, 395
Температура газа на выходе из соплового аппарата турбины, К 1 640  1 640
Тяга на максимальном крейсерском режиме (Н=11 км; Мп=0,8; СА), кгс 3 500  3 500
Удельный расход топлива (Н=11 км; Мп=0,8; СА), кг/кгс ч 0,595  0,595
Диаметр вентилятора, мм 1 900  1 900
Удельная масса двигателя 0,184  0,170

Софокл ПОЛАТИДИ
Начальник отдела термодинамических расчетов ОАО «Авиадвигатель»

Борис УСАЧЕВ
Заместитель начальника ведущего отдела авиационных двигателей ОАО «Авиадвигатель»