Так сложилось, что пермская конструкторская школа устойчиво ассоциируется с двигателями для гражданской авиации. И это оправдано: кто из нас не летал на Ту-134 или Ту-154М, кто не знает, что современные лайнеры Ту-204, Ту-214, Ил-96 и их модификации оснащены пермскими двигателями, кто не слышал о том, что и президент России доверяет свою жизнь самолетам с нашими силовыми установками? Но есть в истории пермского газотурбинного моторостроения и военная страница - двигатель Д-30Ф6, сконструированный Павлом Соловьевым для легендарного МиГ-31.
Военная часть, имеющая в своем составе тяжелые истребители-перехватчики МиГ-31, расположенная недалеко от Перми (пос. Сокол), отмечает в этом году свое 55-летие. Мы воспользовались случаем, чтобы узнать, как летается пермским «соколам», чем живет «душа» самолетов - так летчики называют двигатели своих грозных машин.

Командир полка, полковник
Владимир Куценко
:

«В канун праздников и юбилеев принято рапортовать об успехах и достижениях. Насколько это объективно и уместно в условиях современной российской армии - большой вопрос. Состояние дел в нашем полку такое же, как и везде. Мы вместе со всей Россией выбираемся из многолетнего кризиса. И я с уверенностью могу сказать, что улучшение есть. Судите сами: наши МиГи летают практически каждый день, в полк пришли молодые лейтенанты. А это значит, что мы сможем подготовить смену «старикам», что российская авиация не останется без кадров. Кроме того, в этом году мы провели так называемую подготовку на класс 30 летчиков других авиационных полков, повысив их квалификацию.

Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин не случайно принял решение готовить кадры именно на нашей базе. Наш полк сумел сохранить в отличном состоянии свою технику. Поэтому мы способны не только выполнять нашу основную задачу - нести боевое дежурство, но и обучать молодых летчиков и повышать квалификацию опытных пилотов.

Такое хорошее, устойчивое положение с авиационным парком сложилось не само по себе, а благодаря тому, что рядом конструкторское бюро «Авиадвигатель» и «Пермский моторный завод». У нас налажено полное и оперативное взаимодействие с предприятиями. Нашим техникам никуда не надо ехать, не надо вызывать специалистов из других городов. Все вопросы решаются на месте очень быстро и конструктивно.
Несмотря на то, что двигатели Д-30Ф6 сегодня серийно не выпускаются, они остаются высококачественными и полностью удовлетворяют нашим потребностям. Конструкция Д-30Ф6 позволяет эксплуатировать его по техсостоянию далеко за пределами установленных ресурсов и сроков службы.
Стабильная работа двигателя обеспечивает саму возможность полета, и мы летаем, причем летаем отрядами не только днем, но и ночью. Этого в современной России не может себе позволить ни один авиационный полк, оснащенный МиГ-31.

Я уже говорил, что этот истребитель - лучший в своем классе. Построенный более четверти века назад, он значительно опередил свое время. Это настолько умная машина, что даже самый опытный пилот до сих пор не знает до конца ее возможности. Мы еще многие годы будем постигать наши МиГи и поражаться их совершенству».

Заместитель командира 2-й эскадрильи, майор
Андрей ШЕСТАКОВ:

«Если вы спросите меня, есть ли в мире самолеты, способные догнать и задержать МиГ-31, я отвечу - нет. Есть ли самолет, способный заменить МиГ-31? На сегодняшний день - нет. Наш самолет  лучший среди тяжелых истребителей-перехватчиков в мире! И это не просто бравада или, как сейчас говорят, пиар отечественного производителя. Основные противники нашего МиГа - американский стратегический ракетный разведчик SR-71 и крылатые ракеты.

Двигатели Д-30Ф6Двигатели Д-30Ф6

На наших самолетах установлены два двигателя Д-30Ф6, и это уже греет душу каждого летчика, делает самолет в два раза более надежным и безопасным. Потому что, если возникнут проблемы с одним движком, машина долетит и сядет на другом. А это значит, что целыми останутся и пилот, и самолет.

За долгие годы службы в нашем полку МиГ-31 мы по достоинству оценили надежность и экономичность его силовой установки. Есть, конечно, более экономичные двигатели, но ведь «тридцать первый» - машина очень тяжелая: планер на 50% сделан из нержавеющей стали, на 16% - из титана и на 33% - из алюминиевых сплавов. И только один процент остается на композиционные и другие материалы. Такую махину весом в более 45 тонн нужно поднять и разогнать до сверхзвуковой скорости в 3000 километров в час! И пока только двигателям Д-30Ф6 по силам такая задача.

Когда МиГ-31 впервые появился на публике, западные эксперты потешались над его рублеными, словно топором, формами, над его некрасивыми сварочными швами. Но эту машину нельзя сравнивать ни с какими другими истребителями, не надо обвинять его в отсутствии привычных аэродинамических форм. Это просто «боевой конь», которого боятся все, даже потенциальные, нарушители границ России. Два Д-30Ф6 развивают тягу до 15500 кгс каждый (это почти на треть больше, чем на «двадцать пятом»), и позволяют догнать любого противника. Недаром за такую скорость «тридцать первый» на Западе прозвали «Гончей».

По боевым возможностям у МиГ-31 нет аналогов ни у нас, ни за рубежом. Судите сами: экипаж перехватчика может, конечно, успешно действовать в одиночку, но его главное назначение - работать группами под командованием самолета-лидера. При этом обмен информацией между ними производится автоматически, а все задачи, связанные с поиском целей и координацией группы, решаются бортовыми средствами. Иначе говоря, боевая группа МиГ-31 может действовать автономно, контролируя обширный воздушный коридор. Одиночный самолет способен одновременно следить за десятью и поражать четыре объекта, идущих на разных высотах, разными курсами и с различными скоростями.

Отмечу, что МиГ-31 не является самолетом маневренного боя, но он способен выполнить многие элементы высшего пилотажа.

Серийное производство МиГ-31 начали еще в 1979 году. С тех пор его улучшали, модернизировали, приспосабливали для решения новых боевых задач. Я уверен, что огромный потенциал, заложенный в конструкцию планера и его силовую установку, обеспечат «тридцать первому», подобно его знаменитым предшественникам МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, долгую жизнь в авиации».

Командир отряда, подполковник
Дмитрий Медведкин:

«Мне приходилось летать на истребителе МиГ-31 и в Казахстане, и здесь, на Урале. Несмотря на разительные климатические отличия, эксплуатация самолета практически одинакова. Конечно, играет роль значительно большая по сравнению со Средней Азией уральская влажность, морозы вносят свои коррективы в работу всех систем. Но когда летишь на высоте, о двигателях не думаешь - просто- напросто уверен в их стабильной работе».

Начальник технико-эксплуатационной части, майор
Виталий ЛЕГКИХ:

«Я знаком с двигателем Д-30Ф6 вот уже 16 лет, с 1991 года. Знаю до мелочей, как говорится, все его повадки и привычки. Уверен, что не погрешу против истины, если скажу, что Д-30Ф6 надежен и по сравнению с другими типами двигателей прост в управлении  в нем минимум регулировок. Силовая установка включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами.

Проведение регламентных работ на двигателе Д-30Ф6.Проведение регламентных работ на двигателе Д-30Ф6.

В работе нам очень помогают создатели двигателя. Поскольку мы находимся в одном городе, представители завода часто у нас бывают. Специалисты КБ приезжают, если есть необходимость проведения регламентных работ, продления ресурса. Если назрела необходимость в проведении мероприятий, они могут что-то опробовать на наших двигателях, а потом уже оформлять это специальными бюллетенями.

Есть ли проблемы в эксплуатации Д-30Ф6? Без них не обходится работа ни одного механизма, будь то бытовая техника, автомобиль или самолет. Другое дело, насколько быстро и качественно проводится ремонт, техобслуживание двигателей. Дефекты встречаются, но все  они известны разработчику, в эксплуатацию введены необходимые технические бюллетени, проводятся соответствующие мероприятия. Хочу подчеркнуть, что для нас не становится неожиданностью та или иная неисправность - мы знаем, как поступить. Да и в консультациях пермяки никогда не отказывают. Жаль только, что капитальный ремонт «Пермский моторный завод» уже не делает - такое качество осталось непревзойденным».

Основные технические характеристики истребителя МиГ-31 и двигателя Д-30Ф6

 Истребитель МиГ-31
 Скорость, км/час
- максимальная на высоте
- максимальная у земли

3000
1500
 Практический потолок, м20600 
 Дальность, км
- перегоночная
- радиус действия
 
3300
720-1400
 Двигатель Д-30Ф6
 Максимальная тяга (Нп=0, Мп=0, СА), кгс
- на максимальном бесфорсажном режиме
- на полном форсированном режиме

9500
15500
 Удельный расход топлива, кг/кгсч
- на максимальном бесфорсажном режиме
- на полном форсированном режиме

0,72
1,9
 Максимальная температура газа перед турбиной, К 1660